Бибабо куклы что это
Проект «Откуда кукла к нам пришла». История создания куклы «Би-ба-бо»
Людмила Скирдина
Проект «Откуда кукла к нам пришла». История создания куклы «Би-ба-бо»
Введение.
Актуальность: Театр способствует всестороннему развитию личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Театрализованные постановки помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника: формирование правильного эстетического вкуса; развитие коммуникативных способностей; влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения; помогает решать конфликт в процессе игры; создание положительного эмоционального настроя; помогает нравственному воспитанию.
Проблема: Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности, недостаточные знания о театральной деятельности.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Не сформированы умения детей в «актерском мастерстве».
3. Поверхностные знания родителей о различных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми дома.
Цель: Познакомить детей с историей возникновения перчаточного театра. Обучить приемам кукловождения. Создать позитивную эмоциональную атмосферу. Закрепить возможность самореализации в творческой деятельности каждого ребенка в соответствии с его психофизическими возможностями. Осуществить с детьми подготовку и показ театрального спектакля.
Задачи:
1. Обучать приемам кукловождения.
2. Поддерживать интерес детей к театральной деятельности.
1. Развивать речь детей с помощью кукольного театра.
2. Обогащать словарь, формировать умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
3. Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках.
4. Развивать память, мышление детей.
1. Воспитывать коммуникативные способности, усидчивость.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы: Ариськин Степан, Ковалева Софья, Пугачева Валя, воспитатель.
Предполагаемый результат: Благотворное влияние на эмоционально-психологическое состояние ребенка, развитие речи.
Длительность проекта:2 недели.
Подготовительный – 3 дня.
Основной– 5 дней.
Заключительный– 2 дня.
Распределение деятельности по этапам проекта:
I. Подготовительный этап.
Мотивация для решения проблемы;
План движения к цели;
Поэтапное обучение приемам кукловождения;
Синхронное вождение кукол и произношение текста.
III. Заключительный этап.
Театрализованное представление для детей младшей группы сказки «Петух и лиса».
1. Планирование и организация деятельности.
1.1. Подготовительный этап.
1. Знакомство с перчаточным театром «би-ба-бо» Знакомить детей с приемами вождения перчаточной куклы. С историей ее создания.
Воспитатель и родители.
2. Посещение кукольного театра имени Брахмана А. К.
Побуждать интерес детей к театрализованной деятельности.
3. Изготовление кукольного театра. Познакомить с разнообразием кукольного театра в детском саду и изготовление его дома.
Полученный результат: Познакомить детей с приемами кукловождения перчаточных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной руке.
Посещение библиотеки Узнать историю возникновения куклы «би-ба-бо».
Поэтапное обучение приемам кукловождения.
Познакомить детей с техникой работы с куклами.
. Обыгрывание потешек, мини-сценок в индивидуальной работе. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Подбор сказки. Развитие эстетического вкуса,
Разучивание текста. Работать над выразительностью речи, движений, мимики.
Синхронное вождение кукол и произношение текста. Развивать артистические способности.
Полученный результат: В результате проведенных мероприятий, дети узнали где и когда возникла кукла «би-ба-бо», научились работать с куклами, выразительно передавать реплики и действия персонажей.
1.3. Заключительный этап.
Театрализованное представление для детей младших дошкольников сказки «Петух и лиса» Создание позитивной эмоциональной атмосферы.
Полученный результат: Эмоциональное удовлетворение детей от возможности реализовать свой творческий потенциал.
2.Основная часть.
Оказывается, кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что на небе, и на земле живут разные боги. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображение: большие и маленькие куклы и устраивали около них пляски. Постепенно такие зрелища стали походить на театральные представления. При помощи театра «Петрушки» высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.
В других странах тоже были куклы похожие на нашего Петрушку. Такие же длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по – разному: в Англии – Панч, во Франции – Полишинель, В Италии – Пульчинелло, в Германии – Касперле, в Турции – Карагез.
Нам захотелось обязательно научиться двигать перчаточными куклами, и вот что у нас получилось.
Предлагаем вашему вниманию русскую народную сказку «Лиса и петух».
Действующие лица: Лиса, Петух, рассказчик.
Только солнышко над лесом
Показалось на вершок.
Спрыгнул петушок с насеста,
Свой расправил гребешок,
На плетень взлетел высокий,
Начал крыльями махать.
Солнце встало на востоке!
Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
А тем временем лисица
Вдоль плетня в курятник шла.
Петя, ты моя Жар-птица,
Этой встречи я ждала!
Для меня ты спой дружочек,
Золотой твой голосочек
Гонит прочь мою тоску.
Прокричал петух польщенный
«Ку-ка-ре-ку» десять раз.
А лиса ему смущенно:
Я готова целый час
Слушать, как поешь ты, Петя,
Песню сладкую свою
О закате и рассвете.
Что ты говоришь, не слышу,
Ты спустился бы ко мне.
Сядь хоть чуточку пониже,
Слаще будет песнь вдвойне!
Нет, лиса, домашним птицам
За плетнем нельзя гулять.
Глупый, кто ж лису боится?
Хватит вредность проявлять!
Что ты, лисонька, конечно,
Быть негоже мне беспечным.
Друг сердечный мой, не трусь!
Давеча указ издали –
Всем на свете в мире жить!
Слабых чтоб не обижали…
Так что, Петь, давай дружить!
Это хорошо, лисичка,
Вижу, псы сюда бегут.
Раньше бы тебя, сестричка,
В клочья разорвали тут.
А теперь чего бояться?
Все же, Петя, я пойду.
Ты куда? Могла б остаться!
Как бы не попасть в беду.
Зря бежишь, указ же вышел,
Псы тебя не тронут…
Может, про указ не слышал
Пес их главный никогда!
В лес лисица побежала,
Позабыв про свой обед.
Что того указа нет!
Заключение.
В результате проведенной работы дети познакомились с историей возникновения перчаточной игрушки «би-ба-бо», освоили способы кукловождения, подготовили кукольное представление для детей младшей группы. Создавая позитивную эмоциональную атмосферу дети смогли раскрыть свой творческий потенциал, найти пути самовыражения.
Список источников и использованной литературы.
1. Артемова Л. В. Театрализованные игрыдошкольников. – М. : Просвещение, 2001. –127 с.
2. Бородич А. М. Методика формирования речидетей. – М. : 2001 – 126 с.
3. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр// Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С. 129-130.
4. Энциклопедический словарь юного зрителя. Москва «Педагогика» 1990г.
Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.
Вязание крючком пальчиковый театр Пальчиковый театрСвоевременное овладение речью имеет важное значение для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребенка.
Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»
Инна Козлова
Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»
Куклы вообще играют огромную роль в жизни малыша. Именно они становятся первыми друзьями, с которыми начинает общаться ребенок. Движение любимого
» друга» приносит радость малышу и обычный день для него становится праздником.
Но подобные представления — это не просто развлечение. С помощью кукольного театра происходят воспитательные и познавательные процессы.
В ДОУ чаще всего используется пальчиковый театр, который называется » Би- Ба-Бо».
«Би-Ба-Бо» – это кукла–рукавичка, которая состоит из твердой головы, а от нее отходит платье в виде перчатки (оно приклеено к голове). Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а в платье входит большой и средний пальцы, они служат для движения руками кукол.
Такая кукла определила судьбу Сергея Образцова, который в своих воспоминаниях пишет: «Мама подарила мне маленькую, смешную куклу. Называлась эта кукла Бибабо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как перчатка… Все, что ни делал Бибабо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил, и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривал прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина…»
Особенности перчаточной куклы:
Классическая перчаточная кукла не может поворачивать голову
в стороны. Размер головы не может быть меньше пальца, на который она
одета и не может увеличиваться до размеров, при котором палец
не сможет удержать ее вес (это очень важно).
Ручки куклы можно удлинить за счет длинны патронок на пальцах
рук. Ладошки с пальчиками, как и головка, могут быть разного
размера (в пределах функциональности).
Отдельно хочется отметить ДВУЛИКУЮ ПЕРЧАТОЧНУЮ КУКЛУ – два лица, два настроения. Ее лучше использовать для игры детям с неустойчивым эмоциональным фоном. Играя, ребенок может забыть обо всем, о реальном мире, в котором он живет. Он будет жить в мире фантазии и сказки, тем самым он весь раскрывается. Куклы помогают детям перевоплощаться: застенчивый малыш может взять на себя роль задиры и забияки, а агрессивный малыш возьмет роль нерешительного трусишки и почувствует на себе агрессию. Такие игрушки используются часто в психиатрии для выражения противоположных чувств.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «БИ-БА-БО»:
Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека. Есть одна легенда о том, как родился кукольный театр. В Китае во время междоусобных войн в одном городе люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться. К императору пришел мудрец и сказал: «Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене. «Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил у мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.
Ещё одна легенда возникновения » Би-ба-бо»:
Древние народы верили, что на небе и на земле живут разные Боги. Чтобы молиться этим Богам, люди делали их изображение: большие и маленькие куклы и устраивали около них пляски. Постепенно такие зрелища стали походить на театральные представления.
Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.
Петрушке позволялось то, что было запрещено людям: критика начальства и духовенства в выражениях самых резких и часто мало приличных, пошловатые соленые шуточки. Петрушка был «рупором и глашатаем народных масс». Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам, как к существам живущим собственной, отдельной от людей жизнью.
Куклы-перчатки способствуют развитию у детей таких основных психических свойств, как:
Внимание. Яркие краски, движение, «ожившие» животные привлекут и заинтересуют ребенка.
Зрительное и слуховое восприятие. Как известно, развитие малыша начинается с самостоятельного им определения звуковых и зрительных паттернов. Малышу будет интересно наблюдать за приятными, красочными зверушками и слушать их.
Память. Расскажите сказку, сопровождаемую небольшим спектаклем и Вы удивитесь, насколько быстро дети запомнят сюжет и перескажут его самостоятельно. Да и объяснить что-то намного легче, если есть возможность наглядной демонстрации.
Эмоции. Эмоциональная сфера- самая сложная сфера по своему становлению в психике человека. Би-ба-бо станут отличными помощниками в объяснении широкой гаммы эмоционального восприятия.
Речь ребёнка. Когда ребенок только начинает разговаривать,то почаще беседуйте с ним с помощью мишек, зайчиков, коров, лягушек. Им ребёнок ответит охотнее. Сначала от своего имени (у вас на руке игрушка и ребенок с ней разговаривает, потом через игрушку Би-ба-бо (у вас на руке Лягушонок, а у ребенка — Слоненок). А там глядишь и обе руки в ход пойдут (на левой руке — Зайка, на правой — Собачка и они ведут беседу). Дети обожают такие игры, такие разговоры!
Кстати, менять голос тоже очень полезно с логопедический точки зрения: ребенок — Утенок говорит “ утиным голоском”, а Медвежонок — “медвежим басом”. Даже если у вашего малыша нет никаких проблем с развитием речи, такие игрушечные беседы будут очень приятны и полезны.
Для того чтобы ребенок научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с куклой «би-ба-бо». На втором этапе работы куклы театра «би-ба-бо» усложняются: основа вождения куклы остается та же, а подвижной частью становится рот, который приводится в действие при помощи лески.
Общие правила кукловождения:
1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.
2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.
3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.
4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.
5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.
6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.
7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.
8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.
Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.
Консультация для педагогов «Цифровая гигиена» Проблема: насколько нужны нашим детям гаджеты Думаю, ни у кого сейчас уже не вызовет удивления такая картинка: сидящий в коляске малыш сосредоточенно.
Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.
Консультация для педагогов ДОУ «Вальдорфский детский сад» На днях я записалась на вебинар на тему «Особенности музыкального воспитания в вальдорфском детском году» (а их появилось в Москве немало).
Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.
Консультация для педагогов «Куклы на гапите» Штоковые или куклы на гапите Куколку с первого изображения я срисовала в своё время для консультации со студентами. Вы, конечно, уже догадались,.
Консультация для педагогов «Музыка и праздник» Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций.
Консультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.
Консультация для педагогов «Русская матрёшка» Цель: познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрёшки. История матрёшки Хотя матрёшка и завоевала давно.
Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.
Перчаточный театр или чудеса за ширмой.
Перчаточный театр, или волшебство за ширмой.
Театр кукол возник в глубокой древности. Есть сведения о театральных мистериях в Древнем Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, играх с овеществленными богами.
Многообразие театров кукол определяется многообразием видов кукол и способом управления ими. Есть куклы-марионетки, перчаточные куклы (бибабо), тростевые и планшетные. Кроме названных, существуют и другие разновидности.
Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки относится к XVI в. Кукла, как правило, сделана из ткани. Некоторые части из глины или папье-маше.
Тростевая кукла.
Получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку, как перчатка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы имеют сгибы во всех сочленениях и могут повторять большинство жестов, свойственных человеку.
Планшетная кукла может ходить по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются, в том числе, и ногами кукловода. Такая кукла, как правило, имеет рост, приближенный к человеческому.
Кому не знаком завсегдатай ярмарок и народных гуляний – Петрушка?! Петрушка является ярким представителем куклы-бибабо или перчаточной куклы. Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие для указательного пальца, а большой и средний служат для жестикуляции руками и ногами куклы. Такая кукла определила судьбу Сергея Образцова, который в своих воспоминаниях пишет: « Мама подарила мне маленькую, смешную куклу. Называлась эта кукла Бибабо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как перчатка… Все, что ни делал Бибабо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил, и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой, и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривал прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина…»
Владимир Маяковский писал:
« Не потому ли, что небо голубо,
а земля мне любовница в этой чистке,
я дарю вам стихи, веселые, как бибабо,
и острые и нужные, как зубочистки!»
Представления над ширмой всегда привлекали внимание и поднимали настроение. К тому же, такая постановка, с участием кукол бибабо, очень проста и технически доступна в любой квартире. Нужна лишь любая ширма (или ее подобие), ваша фантазия и хотя бы одна кукла-бибабо. А если их две и более, то разнообразию постановок не будет конца!
Игрушки-бибабо, или перчаточные куклы очень полезны для развития ребенка. Попадая к вам на руку, игрушка-бибабо оживает! Она становится говорящей, подвижной, эмоциональной. Такая игрушка может не только двигаться и издавать звуки, но и потрогать малыша в ответ на его прикосновение. Таким образом, он ощутит пожатие руки, поглаживание и пощипывание. Игры с такими игрушками очень эмоциональны. К тому же, такая игрушка всегда разговаривает знакомым, любимым голосом (мамы или папы) и никогда не напугает ребенка, в отличие от заводных и электронных игрушек. Имея в арсенале одну перчаточную куклу и немного фантазии, можно сделать множество прекрасных театральных постановок дома. Ребенок научится фантазировать сам, станет эмоционально открытым, научится входить в разные роли, импровизировать и экспериментировать.
Играйте со своими детьми! И пусть будет больше улыбок вокруг!
Вся информация и фотографии из интернета (находятся в открытом доступе). Благодарю авторов.
Реклама в газете и на сайте
Что такое Бибабо́?
Бибабо́ — простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. Так отвечает на этот вопрос интернет-википедия. В Пласте вот уже 20 лет есть свой ответ на этот вопрос. «Би-ба-бо» – это кукольный театр, действующий на базе Центра творчества юных.
В честь круглой даты в краеведческом музее открылась интереснейшая и красочная выставка кукол. Все они — герои спектаклей, поставленных театром. За 20 лет кукольная труппа театра очень выросла. А начиналось все с обычного кружка прикладного творчества: в 1998 году на базе действующих тогда школ №№ 3 и 5 работал кружок мягкой игрушки «Чародейка», руководила которым Нина Алексеевна Пыркова.
На открытии выставки Н.А. Пыркова рассказала, что увидела перчаточную куклу в журнале «Работница». Вместе с кружковцами попробовали ее сшить. Так родилась идея создания кукольного театра, которую поддержала директор ЦТЮ Е.А. Санько. Театр был организован в 1999 году.
Работать с куклой бибабо только на первый взгляд легко. Казалось бы, чего тут сложного!? Надел куклу на руку: указательный палец отвечает за движения головы, большой и средний – за движения рук. Но все не так просто! Рука устает, чтобы кукла была живой, рука должна быть постоянно в движении. Нужно видеть действие собственной куклы и других персонажей. Первый спектакль, по воспоминаниям Нины Алексеевны, не принес успеха. Но уже следующий, он назывался «Веселее жить, коли добро все время творить», показал потенциал театра.
И не только творческий потенциал. Дело в том, что работа с куклами бибабо способствует всестороннему развитию ребенка. Занятия с перчаточными куклами развивают у детей фантазию, память мышление, моторику рук и пальцев, двигательную активность, коммуникабельность и многое другое. Кроме того, чтобы поставить спектакль, юные артисты театра должны были сами под руководством Н.А. Пырковой сшить кукол, изготовить декорации, реквизит, найти или придумать подходящую пьесу или сказку, подобрать музыку.
Именно поэтому кукольный театр всегда пользовался интересом у детей. Если вначале в театре занимались от 12 до 24 человек, и в основном девочки, то со временем детский коллектив вырос до 50 участников. Особенно когда открылась новая школа №20, где «Би-ба-бо» выделили отдельное помещение.
За 20 лет театр со своими представлениями побывал во всех детсадах, у учеников начальной школы, в доме ветеранов, в общежитии. И везде его добрые сказки находили живой зрительский отклик.
Сегодня кукольный театр «Би-ба-бо» действует на базе школы №12. В коллекции театра более 80 кукол, которые сшила Н.А. Пыркова. Все они становятся живыми, смешными, иногда злыми, но всегда запоминающимися благодаря детским рукам.
За два десятка лет коллектив, руководитель театра не раз поощрялись наградами районного и областного уровня. Но, думается, для руководителя театра главная награда – детский интерес. На открытии выставки артисты «Би-ба-бо» показали отрывок из спектакля, сорвав аплодисменты.
Добавлю, что выставка проработает в музее до конца марта. И, возможно, будет продлена.